Расклинцовка щебня – технология устройства плотного основания
Для создания высокоплотного и прочного основания под покрытие автодорожного полотна, фундаменты высотных зданий и ответственных сооружений, взлетно-посадочные полосы аэродромов и др., используют технологию расклинцовки щебня, что минимизирует количество пустот в массе засыпки и соответственно практически полностью устраняет податливость отдельных элементов в ней.
Технология расклинцовки заключается в добавлении к массе гранитного или гравийного щебня с фракцией 40 мм и больше определенного количества щебня более мелкой фракции. При смешивании мелкий щебень заполняет пустоты между крупными камнями, снижай вероятность просадки полотна. Смешивание достигается за счет качественной вибрации массы щебня, для чего используются виброкатки либо виброплиты. Необходимая плотность полотна достигается за счет расчетного количества проходок по одной полосе определенной толщины, виброоборудованием конкретной массы.
Однако кроме виброуплотнения качество щебеночного полотна достигается также и тщательной подготовкой основания, которое выполняется в следующей последовательности:
- на грунтовое основание укладывается геотекстиль, поверх которого отсыпается слой песка толщиной около 10 см. Геотекстиль предупреждает вымывание частиц песка, а также предотвращает смешивание песка с грунтом под воздействием динамических нагрузок;
- на песок укладывается щебень крупной фракции, а потом в него при помощи виброкатков или виброплит втрамбовываются мелкие камни, в результате чего образуется ровная и плотная поверхность;
- выполняется покрытие дорожного полотна – в большинстве случаев – асфальт.
Расклинцовка требует тщательного соблюдения технологии, но позволяет получить надежное и долговечное основание.