ЩПС – фракции, характеристики, применение
Содержание:
- что такое ЩПС
- характеристики щебеночно-песчаных смесей
- фракции
- насыпная плотность
- сферы применения
- плюсы и минусы материала
Очищенная, отсортированная и фракционированная смесь щебня, гравия и песка, полученных в результате добычи и переработки горных пород, называется песчано-щебеночной смесью (ЩПС) и широко используется в различных сферах строительства.
Основные характеристики ЩПС
Действующий ГОСТ 25607-2009 регламентирует требования к щебню, входящему в состав ЩПС по:
- зерновому составу, прочности, морозостойкости, лещадности и другим показателям должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93;
- пластичности и водостойкости согласно ГОСТ 25607-2009.
Отдельные требования предъявляются к ЩПС, используемым для устройства оснований и покрытий дорог, согласно которым смеси классифицируются не только по фракциям щебня, но и по назначению смеси:
- С1 и С2 – для устройства дорожных покрытий;
- С3 – С8 – для отсыпки оснований дорожного полотна, с использованием зерен любых размеров не превышающих максимальных величин;
- С9 – С11 – для обустройства дорог, с использованием зерен в основном одинаковой величины, но не превышающей максимального размера.
Фракции ЩПС
Марка смеси |
Фракция, мм |
Особенность |
Назначение |
С1 |
0-40 |
|
Для покрытия, где необходимо особо гладкое покрытие |
С2 |
0-20 |
Щебень должен обладать высокой морозостойкостью |
Для гладких покрытий, а также ландшафтных работ и декора |
С3 |
0-120 |
Используется щебень крупной фракции |
Для экономии бетона и асфальта при устройстве дополнительных слоев в основании дороги |
С4 |
0-80 |
|
Для укладки оснований дорог всех категорий |
С5 |
0-40 |
|
Для усиления обочин дорожного полотна |
С6 |
0-20 |
|
Для дорожного, промышленного и гражданского строительства |
С7 |
0-10 |
Применяется мелкофракционная смесь |
Для устройства подушки под дорожное полотно |
С8 |
0-5 |
|
Для отсыпки нижних слоев дорожного полотна |
С9 |
0-80 |
|
Для устройства площадок, парковок, раскрепления обочин и откосов |
С10 |
0-40 |
|
Используется в качестве сыпучего материала при прокладке дорог общего пользования |
С11 |
0-20 |
|
Применяется при устройстве дорог общего пользования |
Кроме марки смеси характеризуются другими показателями, характеризующим различные свойства ПЩС:
- маркой пластичности;
- содержанием пылевидных и глинистых частиц;
- коэффициентом фильтрации;
- степенью пучинистости.
Важным показателем, характеризующим основания из щебеночно песчаной смеси, является суммарная удельная эффективность активность естественных радионуклидов, которая делит ЩПС на два класса:
- при активности до 740 Бк/кг, смесь может использоваться для прокладки любых дорог и строительстве всех аэродромных сооружений;
- при активности от 740 до 2800 Бк/кг допускается применять при прокладке дорог и строительстве аэродромных сооружений за пределами границ населенных пунктов и зон перспективной застройки.
Кроме стандартных физико-механических характеристик ЩПС, постоянно возникает потребность в определении прикладных величин:
- насыпной плотности - отношении массы ЩПС в насыпном виде, с учетом пор и пустот к объему, который она занимает. Эта характеристика необходима для расчета количества автотранспорта, потребного для доставки проектного объема ЩПС на место и площади места хранения смеси. На величину насыпной плотности влияет порода щебня и гранулометрический состав ЩПС, а ее средняя величина принимается равной 1,7 тн/м3;
- коэффициента уплотнения ПЩС – отношения насыпной плотности смеси к ее максимальной плотности, полученной после ее уплотнения. Может варьироваться от 1,1 до 1,5 в зависимости от породы и фракции щебня, влажности песка. Необходим для расчета объема уложенного ЩПС, уже без пустот и пор.
Эти величины указываются в сертификатах и паспортах ПЩС,
а коэффициент уплотнения определяется либо специальными приборами
непосредственно на площадке, либо в лабораторных условиях. В обоих случаях
полученные результаты оформляются протоколом или актом, которые служат
основанием для оплаты конкретного объема уложенной смеси.
Применение ЩПС
ПЩС - востребованный в дорожном, промышленном и гражданском строительстве материал. Смесь может использоваться при:
- укладке бетонных и асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог;
- устройстве оснований под финишное дорожное покрытие;
- отсыпке основного и балластного слоев насыпи железнодорожных путей;
- отсыпке покрытия различного рода площадок;
- отсыпка оснований и покрытий взлетно-посадочных и рулежных полос аэродромов;
- производстве бетона и асфальтобетона;
- отсыпка путей перемещения тяжелых строительных кранов;
- устройстве систем глубинного дренажа;
- оформлении сооружений садово-парковой и ландшафтной архитектуры.
ПЩС может использоваться при замене слабых грунтов в качестве основания под фундаменты и для других надобностей.
Преимущества и недостатки ПЩС
Востребованность ЩПС объясняется их физико-механическими характеристиками, а также:
- низкой стоимостью, поскольку ЩПС является отходом добычи горных пород, не требующим дорогостоящего технологического оборудования для ее производства;
- простотой перевозки, которая может осуществляться автомобильным, железнодорожным, водным транспортом;
- нелимитированным сроком хранения, отсутствием особых требований для хранения;
- морозостойкостью;
- возможность круглогодичной укладки без учета климатических условий;
- высокий коэффициент фильтрации и хорошая водостойкость;
- износостойкость;
- отсутствие необходимости в подготовительных операциях перед укладкой.
К недостаткам ЩПС можно отнести ее способность к смерзанию при отрицательных температурах, но при условии обработки специальными жидкими стабилизирующими составами, предупреждающими повышенное увлажнение. снижающими разбухание, пылеобразование и уплотнение.
Характеристики ЩПС позволяют говорить о щебеночно-песчаной смеси, как о недорогом, надежном и прочном природном нерудном материале, который широко применяется при устройстве автомобильных дорог, засыпок и подушек в промышленном и гражданском строительстве.
Рекомендуем прочитать другие статьи по теме:




